Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении школьников

Работа должна быть  по силам;
Она не должна быть изнуряющей; 
И ей должен сопутствовать успех.
Дж.Рескин

 

Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Результатом профессионального самоопределения, в старшем школьном возрасте, является выбор будущей профессии. А на сколько этот выбор будет обдуманным, взвешенным и успешным, зависит от нашей с вами работы. Лидирующую роль в профессиональном самоопределении школьников играет семья, и поэтому одной из основных задач школьного психолога  является работа с родителями.

Работа школьного психолога по профориентации организуется по следующим направлениям:

  • диагностическая
  • информационно-просветительская
  • консультативная
  • выявление запросов родителей

 

- диагностическая (проводится анкетирование, тестирование родителей);

Анкетирование используется для выяснения степени информированности  родителей, их мнений по поводу профориентационной работы и ее усовершенствования. Это анкетирование проводится в начале и в конце года. В течении года проводится тестирование, например «Профессиональное будущее вашего ребенка».

- информационно-просветительская (заключается в проведении выступлений на общешкольных и классных родительских собраниях, на которых раскрывается значение предпрофильной подготовки в профессиональном самоопределении учащихся, тематика может быть различной, например

Темы собраний:  «Самовоспитание как важнейшее условие формирования профессиональной карьеры»; «Специальные способности как одно из условий выбора профессии»;

 - проведение лектории о возможных путях продолжения образования;

 - организация встреч со специалистами службы  занятости, работниками, студентами и выпускниками профессиональных учебных заведений, работодателями;

- консультативная (индивидуальная и групповая) консультации проводятся по обоснованности и целесообразности выбора конкретным участником того или иного профиля предстоящего обучения; по желанию школьника доводим до родителей   результаты проведённых диагностик; примерные рекомендации по дальнейшему обучению;

- можно использовать форму семейных консультаций о повышение психологической компетентности родителей и  формирование общей психологической культуры;

-   лекции, беседы на тематику:  «Что такое профильное обучение и предпрофильная подготовка», «Как помочь выпускнику в самоопределении» и т.д. (значение  правильного выбора профессии, требования, предъявляемые различными профессиями к качествам работника, пути получения профессии и др.).

  • выявление запросов родителей.

Взаимодействие семьи и школы в выборе профиля обучения.

Сотрудничество семьи и школы актуально и востребовано всегда. Именно семья и ближайшие родственники оказывают наиболее существенное влияние на профессиональный выбор: школа и то содержание образования, которое предлагается в ней учащимся, не являются, как это может показаться на первый взгляд, наиболее значимым фактором профессионального самоопределения молодых людей. Как помочь старшеклассникам правильно выбрать профиль своего дальнейшего обучения? И кто должен сделать этот выбор, который в дальнейшем приведет к выбору конкретной специальности и факультета в каком-либо учебном заведении — сам ребенок или родители?

В этой ситуации может возникнуть много трений между родителями и детьми, родителями и школой. Но в ответственный момент выбора профиля обучения необходимо, чтобы ученики, родители и учителя были настоящими союзниками.

Не все учащиеся в процессе перехода в профильный класс делают осознанный и всесторонне взвешенный выбор профиля обучения. Часто этот выбор происходит вообще без учета мнения самого ребенка. Взрослые опираются лишь на свои предпочтения и свое мнение о его способностях и интересах. Это объясняется привычкой взрослых считать, что они лучше самого ребенка знают, что ему нужно. И об этом родителям необходимо говорить.

Определенная помощь и поддержка взрослых при выборе профиля, разумеется, нужна, но ни в коем случае не следует полностью подменять школьника в этом процессе. Очень важно, чтобы он сам приложил определенные усилия, поскольку при этом происходит процесс осмысления своих достижений и осознание своих возможностей.

Что можно здесь предложить родителю? В домашних условиях ответить на некоторые вопросы. На первый взгляд очень простые, но важные.

Какие у него физические возможности, состояние здоровья?

Что он хочет (интересы, склонности, предпочтение)?

Что он может (способности, скорость, точность, темы протекания процессов,  уравновешенность, открытость, самовыражение и т.д.)?

Какой  он  (характер, особенности поведения)?

Изучив классификацию профессий, сузив поле поиска, выяснить, что привлекает его в предстоящей трудовой деятельности и избранной профессии.

Помочь ознакомиться как можно с большим кругом профессий в избранном им направлении, выбрать группу родственных профессий для углубленного изучения.

Выяснить, что его прельщает в выбранной профессии (содержание, предмет труда, требуемые качества личности и т.д.)

Сопоставить его возможности с требованиями по избранной им профессии.

Узнать потребности села, района, области по избранной специальности.

 

Побеседовать с представителями избранной профессии вашего ребёнка, выяснить, в чем заключается их работа. Необходимо побывать на рабочем месте, познакомиться

с условиями труда, выяснить, какие качества личности необходимы.

Посетить с ребёнком дни "Открытых дверей» проводимые в  ПТУ, техникумах, колледжах, институтах, университетах, во время которых можно получить представление о выбранной профессии. Тогда и выбор профиля дальнейшего обучения становится более осознанным.

Сейчас воспитательная работа передана в школу, многие родители отстранились от воспитания детей, но администрацией и психологом школы необходимо донести, что именно родителям следует стимулировать активность школьника,  открывать ему разные возможности для самореализации. И оказывать при этом необходимую психологическую и практическую поддержку. Родители должны обсуждать актуальные проблемы, давать ненавязчивые советы, предлагать свою помощь при принятии важных решений. Семья должна понимать, что:

- выбор профессии сложный ответственный шаг в жизни вашего ребёнка. Удачно выбранная профессия - это его удовлетворенность, возможность самосовершенствования.

- выбрать профессию необходимо обдуманно, с учетом внутренних побуждений, возможностей, личных и общественных интересов вашего ребёнка.

-  успех может быть тогда, когда он станет заинтересованным хозяином выбора.

Поэтому родителям необходимо понимать всю ответственность за советы, пожелания, а иногда и требования, адресованные своему ребёнку.

Необходимо активизировать работу психологов не только с родителями, но и с учащимися.